Breadcrumbs


Авторизация




Ошибка
  • Plugin mavikThumbnails needs library GD2

Воспитание и Социализация учащихся

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

 

 

 

Содержание:

 

 

Пояснительная записка…...

………………………………………………………………..3

I раздел:

Цель и задачи программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования

……………….6

II раздел:

Ценностные установки воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования

..….………... 11

III раздел:

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования…………………………..

 

...……………12

IV раздел:

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования …………………………..

 

……………….16

V раздел:

 

 

 

 

VI раздел:

 

 

Содержание программы воспитания и социализации, профориентации и формирования здорового образа жизни учащихся на ступени основного общего образования.………………………………………………...

Совместная деятельность школы, семьи и общественности ………………………….

 

 

.

..……………18

……………...30

 

VIII раздел:

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогической поддержке социализации учащихся на ступени основного общего образования ……………………………………………

...……………34

IX раздел:

Основные формы повышения педагогической культуры

родителей (законных представителей) учащихся……

 

……………….36

X раздел:

 

 

 

XI раздел:

 

 

 

 

 

Планируемые результаты программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.………………………………….........

 

Методика и инструментарий мониторинга воспитания и

социализации учащихся……………………………….

 

….…………..39

……………...43

 


Пояснительная записка

 

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования МБОУ «Истоминская основная общеобразовательная школа» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» Федеральным  государственным  образовательным  стандартом основного общего образования и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы – совершенствование  школьной развивающей образовательной среды в условиях модернизации образования,  содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса.   

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, гуманизма и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа содержит восемь разделов:

Первый раздел – Цель и задачи воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

Второй раздел – Ценностные установки воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

В третьем разделе – Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации школьников, раскрываются основные подходы к организации воспитания учащихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

В четвертом разделе – «Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся» формулируются принципы и раскрываются особенности организации  и воспитания и социализации учащихся.

Пятый раздел – Содержание воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования – в каждом из направлений воспитания и социализации учащихся, которые представлены в виде модулей, раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Шестой раздел – Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию воспитания и социализации учащихся – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей.

В седьмом разделе – Социальное проектирование подростков как ведущая форма социализации     подростков.

Восьмой раздел – Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогической поддержке социализации учащихся на ступени основного общего образования.

Девятый раздел - Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся – представлены традиционные и нетрадиционные методы, формы взаимодействия школы с родителями учеников.

В десятом разделе - Планируемые результаты программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

Одиннадцатый разделМетодика и инструментарий мониторинга воспитания и

социализации учащихся.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования – определенные ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа воспитания и социализации учащихся реализуется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с учащимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями учащихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации учащихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения.

 

 


Этапы реализации Программы

  • I этап – подготовительный (2015-2016 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (2016-2018 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий (2018-2020 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.


 

  1. 1.Цель и задачи программы воспитания

и социализации учащихся на ступени основного общего образования

 

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • принятие учащимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование нравственного смысла учения;
    •    развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
    • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
    • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
    • формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
    • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
    • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
    • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • формирование экологической культуры.

 

Задачи в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
    • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
    • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
    • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

 Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у  школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

 

Полная версия